Бабушка Михаила прожила более 105 лет, так что у него еще, как минимум, 10 лет впереди. Недавно участнику боевых действий Михаилу Григорьевичу Приходько исполнилось 92 года. Его поздравили родные люди и ребята из подшефной школы. А на столе стояли пышные румяные пирожки, испеченные невесткой Аллой.
У Михаила Григорьевича к пирожкам, булочкам и хлебу отношение особое, его семья в 1932-33 годах едва не умерла от голода.
- Мне было пять-шесть лет, - рассказывает Приходько, - но я хорошо помню, как к нам во двор приходили какие-то люди и забирали зерно прямо в мешках. А нам, детям, затем родители давали по одной картофелине в день. Радовались мы, когда в рыбную сетку запутывались воробьи, и мы их тоже ели…
Слушаешь такое – мурашки бегут по коже. Но дети тогда были более закаленные и выжили, вопреки всему. В 1934 году на Харьковщине был хороший урожай, так что зерна хватило и государству сдать, и семью прокормить. К 40-м годам жизнь в селах налаживалась, а тут – война.
Когда фашисты заняли его родную деревню Вторую педашку на Харьковщине, Миша, как и многие подростки того времени, хотел только одного – быть полезным в борьбе с оккупантами. А не так давно наши солдаты, отступая, научили мальчишек резать кабели связи.
И вот в феврале 1942 года и Миша, и его друзья применили свои знания на практике и вырезали четырехжильный кабель под Красноградом. Немало пришлось повозиться врагам, пока они восстановили связь.
Осенью 1943 года село освободили наши солдаты, и парнишка уговорил командира стрелковой части зачислить его бойцом. И вместе с солдатами степного фронта боец Михаил Приходько направился в город Пятихатки.
Там молодому солдату выдали обмундирование, пулемет и поставили боевую задачу по форсированию Днепра. Это был первый бой парнишки, где он проявил себя решительным и смелым солдатом.
И впервые увидел смерть боевых друзей. А тут кадровики проверили его документы и досмотрелись, что ему только 16 лет, и направили Мишу назад в Красноградский военкомат. Так что боец Приходько продолжил службу только в ноябре 1944 года.
Весной 1945 года
Семнадцатилетнего солдата направили в учебный полк на полгода. А день победы парень встретил в эшелоне, который вез пополнение для пятой армии, базировавшейся под Комсомольском-на-Амуре на Дальнем Востоке. Стал там Михаил бойцом 97-го отдельного противотанкового дивизиона.
Не забывает старый солдат первое наступление на Китайской границе у озера Ханко, где бесчинствовали японские самураи. Много однополчан осталось там навсегда. А далее он освобождал корейские города Набхо, Сейсин и другие.
В начале 1946 года был ранен и после длительного лечения в госпитале направлен в училище связи города Хабаровска. И затем еще два года служил мастером связи в авиационном полку.
Демобилизовался в 1951 году, приехал в родное село, а там знакомые посоветовали ему поехать на Донбасс. Так и попал Михаил на Константиновский стекольный завод, где проработал много лет вначале смазчиком, затем дежурным слесарем и связистом.
В 1954 году поехал на родину родных проведать, а там его упрекать стали, что уже 27 лет, а он до сих пор не женат. На второй день зашел Миша к соседям и увидел Марию. Когда его в армию призвали, ей только восемь лет было. А сейчас 18 исполнилось и, глядя на нее, парень влюбился с первого взгляда.
Не долго думая, предложил выйти за него замуж, а она сразу согласилась. Через три дня, расписавшись в сельском совете, супруги уехали в Константиновку, где уже женатому специалисту дали квартиру от предприятия. В любви и согласии прожили супруги более 55 лет.
- Любил я Марию свою, - рассказывает с дрожью в голосе Михаил Григорьевич, - никогда ни словом, ни делом не обидел. И она мне взаимностью отвечала. Так что знаю я, как это быть счастливым.
После смерти жены, а затем и единственного сына, живет дедушка один. Но часто к нему внуки с семьями приходят, ведь дедушка Миша – самый уважаемый человек в семье. А невестка Алла здесь каждый день, обед готовит, стирает, убирает. Так что ухоженный дедушка, как пиджак с наградами наденет, никогда 92 года ему не дашь.
- Алла мне, как родная дочь, и внуков, и правнуков я очень люблю. – откровенничает ветеран. - Ради них так хочется еще пожить…
Здесь все - Приходько
Комментарии